Сильно Экономить Деньги

Август 29, 2013
поездки два полностью

До Нового года остались считанные дни, но радость предвкушения праздника для многих россиян омрачает нестабильная ситуация в экономике. Цены растут гораздо быстрее зарплат. На чём экономят в кризис потребители, как переживают сложный период продавцы и в каких отраслях можно ожидать роста, невзирая на неблагоприятную обстановку, АиФ.ru рассказал президент Гильдии маркетологов Игорь Березин.

Катастрофа

Наталья Кожина, АиФ.ru: Игорь Станиславович, традиционно декабрь — месяц трат. Люди покупают подарки, готовят новогодний стол и т. д. В этом году кризис как-то сказался на желании россиян расставаться со своими деньгами?

Игорь Березин: По понятным причинам эти пять предновогодних недель не задались. Реальные потребительские расходы снижаются достаточно сильно. Давайте сравним. Квартальные показатели 2013 года ушли в минус всего на 1–2%. В 2014 году — продержались на уровне минус 3–5%. Первые три квартала уходящего года находятся на уровне 2–4%. Но по предварительным данным на четвёртый квартал, есть опасения, что реальные потребительские расходы снизятся на 6–8%, а то и на 10%! Большинство людей подошли к финишу года с трудной экономической ситуацией. У многих россиян включён вынужденный режим «жёсткой экономии».

Впервые в этом веке мы наблюдаем оптимизацию по продуктам питания. Такого не было в 2009 году. Тогда мы видели довольно сильное снижение по товарам длительного пользования, при этом продукты питания выросли в номинальном выражении на 20–25%, что даже с коррекцией на высокую инфляцию 2009 года давало реальный рост повседневного потребления. В этом году, как и в прошлом, мы наблюдаем снижение показателей реального потребления, при инфляции в 15% это явно свидетельствует о том, что россиянам приходится ужиматься, переключатся от продуктов высокого ценового уровня на более доступный. Условно говоря, с говядины на свинину, со свинины на курицу, с охлаждённой птицы на замороженную и т. д.

— Если говорить о портрете покупателя, как он выглядит с учётом новых экономических реалий?

— Нам постоянно говорят, что мы сейчас живём не в кризисе, а в новой экономической реальности, которая характеризуется отрицательными темпами роста, невозможностью внешних заимствований для крупного бизнеса, недоступностью кредита для среднего и малого бизнеса и т. д. Вполне логично, что этой новой реальности соответствует и новый потребитель. Однако замечу, что россияне почувствовали изменения существенно раньше 2015 года. Потребительский рынок ушёл в минус в четвёртом квартале 2013 года при нефти в 115 долларов за баррель, профиците бюджета и 32 рублях за доллар! Ситуация складывалась неплохо, но покупатель уже тогда почувствовал что-то неладное, начал экономить и увеличивать сбережения.

В итоге сегодня мы имеем дело с новым потребителем. Во-первых, он информирован, имеет чёткое представление, что сколько должно стоить. Конечно, человек вряд ли будет сравнивать цены на йогурты в Москве, скорее всего, просто зайдёт в ближайший магазин. Но, если ему нужно купить диван, уверяю вас, он проведёт тщательную работу — персональное исследование рынка диванов в столице, пока не обнаружит экземпляр, который впишется в его бюджет.


Дополнительная информация:
Видео на тему
Ветер экономит деньги
Ветер экономит деньги ...
Чистовая отделка экономит деньги
Чистовая отделка экономит деньги
Рассказать о статье

Расскажите о нас